Образовательные программы
6B01707 - Казахский язык и литература (IP)
Группа образовательных программ B016 Подготовка учителей казахского языка и литературы входит в область образования 6B01 Педагогические науки.

Введение
Образовательная программа 6В01707 «Казахский язык и литература» (IP) была разработана преподавателями Высшей школы филологии Шакаримского университета, кафедры казахской филологии и журналистики, при участии работодателей — директоров КГУ «Общеобразовательная средняя школа №30» и КГУ «Общеобразовательная средняя школа №4» города Семей, а также студентов 3 курса образовательной программы «Казахский язык и литература». Образовательная программа 6В01707 «Казахский язык и литература» (IP) является универсальной для всех типов школ с казахским и русским языками обучения и направлена на подготовку учителя предмета «Казахский язык и литература» единого уровня. Программа ориентирована на развитие профессиональной компетентности преподавателей предмета за счёт педагогических и методических компетенций, овладения литературным, научным, официальным, деловым, политическим, правовым и экономическим стилями языка во всех сферах науки. Она готовит будущих учителей казахского языка и литературы для преподавания в школах с казахским и русским языками обучения, а также во всех типах общеобразовательных организаций, соответствуя потребностям современного казахстанского общества (казахско-русский билингвизм). Программа разработана на основе последних инновационных международных практик в изучении языков и методики преподавания казахского языка как носителям, так и неносителям языка.
Основным критерием завершения образовательного процесса по подготовке является освоение обучающимися бакалавриата не менее 205 кредитов теоретического обучения, а также не менее 27 кредитов практики и 8 кредитов итоговой аттестации. Всего — 240 кредитов.
4 года
Цель
Подготовка высококвалифицированного специалиста-педагога способного осуществлять профессиональную деятельность в качестве учителя казахского языка и литературы в организациях среднего образования всех типов и видов с неказахским языком обучения.
Квалификационная характеристика выпускника
  • Присуждаемая степень / квалификация
    Бакалавр образования по образовательной программе 6В01707 «Казахский язык и литература» (IP)
  • Наименование профессии / перечень должностей специалиста
    - учитель казахского языка и литературы; - младший научный сотрудник в научно-исследовательских учреждениях; - литературный консультант; - делопроизводитель в государственных учреждениях.
  • Уровень квалификации по ОРК (отраслевая рамка квалификации)
    6 (уровень 6.1; 6.2; 6.3; 6.4)
  • Область профессиональной деятельности
    • в сфере образования: - преподавание в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, учреждениях технического и профессионального, послесреднего образования, наличие методических знаний и прикладных навыков в соответствии с обновлённым содержанием образования; • в сфере экспериментально-исследовательской деятельности: - изучение научно-методической литературы; - анализ и обобщение передового педагогического опыта в области преподавания казахского языка и литературы; - проведение педагогического эксперимента и внедрение его результатов в учебный процесс; • в сфере организационно-управленческой деятельности: - планирование содержания образования по казахскому языку и литературе на различных уровнях; - определение методов организации и реализации учебного процесса; • в сфере социально-педагогической деятельности: - формирование многокультурной личности; • в сфере учебно-воспитательной деятельности: - реализация учебно-воспитательной работы в соответствии с законами, закономерностями и принципами педагогического процесса, воспитательными механизмами; - планирование внеурочной воспитательной работы; - решение конкретных воспитательных задач; - выбор и применение различных форм и методов обучения и воспитания на внеурочных занятиях по казахскому языку и литературе; - установление связей с ученическим коллективом, учителями, работающими в классе, и родителями; - в сфере учебно-технологической деятельности: применение новых педагогических технологий в учебном процессе.
  • Объект профессиональной деятельности
    - организации дошкольного обучения и воспитания; - начальные, основные и профильные школы; - специализированные школы; - литературные, культурные учреждения, издательства; - государственные органы, отделы делопроизводства и документации на предприятиях и в организациях; - учреждения технического и профессионального, послесреднего образования.
  • Виды профессиональной деятельности
    - образовательная (педагогическая); - научно-исследовательская; - литературно-творческая; - организационно-управленческая; - производственно-управленческая.
Карта учебных модулей по формированию компетенций
Модуль 1. Основы общественных и гуманитарных знаний

Результаты обучения по модулю:

Приобретает знания и навыки в области социокультурных, экономико-правовых и экологических аспектов, развивает коммуникативные умения, применяет информационных технологий в контексте современных тенденций развития общества.

Модуль 2. Поддержка обучающихся как личностей

Результаты обучения по модулю:

Понимают психологические теории, концепции и модели, способствующие осознанию индивидуальных потребностей и различий в обучении, осознают важность повышения благополучия обучающихся посредством создания и поддержания психологически безопасной образовательной среды.

Модуль 3. Современный казахский литературный язык: теоретические основы

Результаты обучения по модулю:

Знают закономерности и теоретические основы казахского языка (лексические, фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические), осваивают систему лингвистической терминологии и методику преподавания теоретических основ каждой отрасли языкознания в школе.

Модуль 4. Модуль теории и истории литературы/Модуль литературоведения

Результаты обучения по модулю:

Осваивают глубокие знания об этапах становления и развития истории казахской литературы, направлениях и концепциях теории казахской литературы, а также закономерностях развития мировой литературы, изучают основы системы преподавания литературного образования в школе.

Модуль 5. Модуль междисциплинарной и языковой культуры / Модуль языковой коммуникации

Результаты обучения по модулю:

Осваивает будущий учитель навыки грамотного применения норм и правил казахского литературного языка (орфоэпических, грамматических, стилистических, функциональных), осуществляется освоение грамматических особенностей каждого языка через сопоставление грамматики казахского и русского языков.

Модуль 6. Модуль методической специализации / Методика и технология обучения

Результаты обучения по модулю:

Осваивают будущие учителя технологии преподавания казахского языка и литературы, адаптируют преподавание этих предметов для казахскоязычной и русскоязычной аудитории.

Модуль 7. Модуль профессиональной специализации/Модуль квалификации

Результаты обучения по модулю:

Ориентируется на формирование профессионально-методических и инновационно-образовательных компетенций будущих учителей.